Христианская западная средневековая медицина
Период монашеской медицины (с 6 по 12 века)
Школа в Салерно (10 век), Южная Италия. Греческие тексты из Александрии были переведены там на первом этапе. Вскоре после этого начали переводиться арабские книги по греческой медицине.
Толедская школа переводчиков (12 век) и сицилийский двор. Многочисленные арабские книги были переведены в рамках преимущественно аристотелевской философской концепции.
Период схоластической медицины (с 12 века до эпохи Возрождения)
Различные церковные советы издавали запреты на медицинскую и, прежде всего, хирургическую практику монахов. Однако при соборе начали создаваться общеобразовательные школы и университеты. Во всех них были развиты медицинские знания, которые очень уважали классическую традицию, хотя и были чрезвычайно диалектичными, систематическими и спекулятивными: это было так называемое ‘схоластическое знание’ (или школ).
Кризис и преодоление древней медицины в современную эпоху
На первом этапе Возрождения старая система Галена усилила свою интеллектуальную значимость благодаря движению за возрождение медицинского гуманизма. А в неточностях, которые обнаруживались в работах Галеника, винили ошибочную средневековую передачу. Однако впервые были описаны новые заболевания, в том числе сифилис, дифтерия (или гарротильо) и экзантематический тиф (или табардильо). Также использовались новые лекарства, многие из которых были привезены из Америки, такие как гваяковая, ипекаковая, хина или кока. И затем, в это время, классическая система Галена начала отбрасываться.
Харви продемонстрировал существование кровообращения, которое противоречило старым представлениям. Также были открыты новые методы лечения. И первые микроскописты визуализировали неожиданные структуры. Гассенди переформулировал корпускулярную теорию материи. И волокна заменяли влагу как последние элементы живой материи. Все это привело к появлению медицинских систем, которые претендовали на то, чтобы быть полной альтернативой галенизму.
Конституция научно-экспериментальной медицины
В начале современной эпохи великие экспериментальные науки уже были созданы, и физика, в частности, казалась наилучшей моделью для подражания. Медицина, однако, не смогла гарантировать, что он достиг полностью научного состояния.
Следовательно, главной целью врачей в начале современной эпохи было превратить медицину в настоящую естественную науку. Эта цель преследовалась с трех различных методологических точек зрения, которые появлялись последовательно. Эти перспективы, которые Лайнтральго описал как ‘три великих медицинских менталитета 19-го века’:
Клиническая анатомия Парижской школы.Он разработал исследовательскую программу, которая состояла из сопоставления клинических наблюдений и обследований с результатами вскрытия. Болезнь как анатомическое поражение.
Патофизиология немецкой школы.Прежде всего они верили в измеримые эксперименты с физиологическими процессами. Болезнь как функциональное изменение.
Этиопатология последней трети 19 века.Болезнь, такая как инфекция или отравление.
Мы можем думать, что современная медицина основана на синтезе трех великих клинико-патологических подходов, которые развивались в 19 веке, поэтому современные трактаты по патологии описывают болезни, последовательно ссылаясь на их:
Этиология.
Патологическая анатомия.
Патофизиология.
В 20 веке ко всему вышеперечисленному добавились исследования конституции и генетической наследственности, а также получили развитие небиологические медицинские науки, включая психопатологию, психосоматическую медицину и социальную патологию. И в последние десятилетия эти три измерения патологии значительно обогатились благодаря вкладу молекулярной биологии.
Как мы можем видеть, медицинская наука родилась не внезапно, скорее это связано с серией частичных и часто неоднозначных событий, которые происходили в разных местах и в разное время. Это всего лишь один из многочисленных подходов, исходя из которых можно говорить об истории медицины.